Проверка двигателя с использованием пневмотестера позволяет оценить герметичность цилиндров ДВС и локализовать неисправность, а также составить план ремонтных работ.
Плюсы этого метода в том, что тест можно проводить на снятом, частично разобранном моторе и при нерабочем стартере. Прибор определяет утечку воздуха с высокой степенью точности.
Что собой представляет пневмотестер
Пневмотестер — это диагностический инструмент, предназначенный для проверки герметичности цилиндров двигателя. Другое название — лик-тестер. Его применяют для оценки степени выработки элементов ДВС. Измерение проводится путем впрыска сжатого воздуха. Снижение давления из-за утечки воздуха отслеживается на манометре.
Если сравнивать пневмотестер с компрессором, то можно выделить следующие преимущества:
- возможность увидеть даже небольшую разгерметизацию;
- определение не только факта, но и величины утечки, что позволяет установить место неисправности и серьезность поломки.
Лик-тестеры применяются специалистами автосервисов для определения падения давления и выявления неисправностей автомобиля.
Устройство пневмотестера
В конструкцию лик-тестера входит два манометра. Один из них используется для контроля входного давления, второй — для определения величины потери воздушного потока.
По этим показателям можно судить о состоянии поршней и цилиндров ДВС. Лик-тестер подключается к каналу входного давления и продувочному каналу при помощи быстросъемных муфт.
Такую конструкцию имеет большинство тестеров, которые используются в автомастерских для проверки состояния мотора. Варианты для дизельных ДВС дополнительно комплектуются различными переходниками для подключения к свечам накала для дизелей всех типов.
Как работает лик-тестер
Действие пневмотестера направлено на выявление разгерметизации цилиндров двигателя. В пространство над поршнями подают сжатый воздух. Подача воздушного потока осуществляется через свечной колодец, если авто укомплектовано бензиновым двигателем, или через форсуночное отверстие для дизеля.
Лик-тестер соединяется с генератором воздушного потока. В этом качестве чаще всего используют компрессор, создающий давление до 10 атмосфер. Для проведения теста пневмотестер соединяют с цилиндром. Для этого используются переходники, которые входят в комплект поставки прибора.
На вход тестера подают повышенное давление от компрессорной установки. При помощи манометра измеряют величину падения давления в процентном соотношении. Если цилиндры исправны, то этот показатель будет находиться в допустимом диапазоне. Если размер зазоров выходит за пределы установленных рамок, значит, цилиндр поврежден или вышел из строя. В таком случае манометр покажет чрезмерную утечку.
Шкала манометра разделена на сегменты зеленого, желтого и красного цвета. Это позволяет визуально оценить, в каком состоянии находится конкретный цилиндр.
Прибор для дизельного двигателя имеет схожий принцип действия, но немного отличается конструктивно. Для подключения тестера нужно брать переходники для свечей накаливания. Также есть разница в диапазоне рабочих давлений. Подробная информация указана в спецификации прибора.
Последовательность тестирования
Диагностика двигателя с применением пневмотестера проводится в следующем порядке:
- Глушится двигатель. Перед этим мотор должен быть прогрет до рабочей температуры.
- Демонтаж свечей зажигания.
- Поршень проверяемого должен быть выставлен в верхнее положение такта сжатия.
- Коленвал автомобиля фиксируется в неподвижном положении.
- Входной штуцер пневмотестера подключается к свечному колодцу на бензиновом двигателе или к форсуночному отверстию на дизельном ДВС.
- Регулятор давления выставляется на минимум.
- Присоединение пневмотестера к устройству для подачи воздуха.
- Выставляется требуемая величина давления на входе. Информацию можно найти в спецификации тестера.
- Просмотр результат замеров на втором манометре.
- Если обнаружена крупная утечка, потребуется выполнить детальную диагностику для проверки герметичности.
- Регулятор давления выставляется на минимум и отсоединяется тестер.
Тестирование проводят последовательно для всех цилиндров двигателя. Измерение нужно проводить в сервисном центре.
Расшифровка показаний пневмотестера
Для определения причины неисправности и планирования дальнейшего ремонта важно правильно оценить показания тестера.
Для оценки результатов тестирования используют следующие показатели:
- 10-40%. Нормальное состояние бензинового двигателя или дизеля, утечка в допустимых пределах.
- 40-70%. Сильная утечка, состояние двигателя удовлетворительное. Для уточнения места утечки требуется более детальная проверка, рекомендован ремонт.
- 70-99%. Критическая утечка. Присутствует серьезное повреждение цилиндра. В таком случае, вероятнее всего, потребуется капремонт двигателя или его полная замена.
- 100%. Полная утечка. Стопроцентная потеря герметичности может определяться, если тестер не подключен, или какая-то деталь (поршень, клапан и т.д.) необратимо разрушена.
По результату проверки мастер оценивает серьезность проблемы и планирует ремонт.
Дополнительная проверка для уточнения места утечки
Если при проверке пневмотестером выявлена утечка 40-60% и более, то рекомендовано дополнительное тестирование.
Точное место, где происходит утечка воздуха, определяют визуально или по звуку. В зависимости от этого можно определить характер поломки.
Виды неполадок в зависимости от места утечки:
- Щуп масла или заливное отверстие — потеря герметичности между поршнем и цилиндром либо повреждение поршня.
- Глушитель или элементы выхлопной системы — некорректное функционирование клапанного механизма.
- Соседнее с тестируемым свечное отверстие — разлом в блоке цилиндров или разгерметизация прокладки.
- Расширительный бачок или корпус радиатора — прогар прокладки ГБЦ или разрушение самого блока.
Пневмотестер является одним из вспомогательных диагностических приборов. С его помощью можно измерить давление в надпоршневом пространстве двигателя и определить порядок ремонта автомобиля.
Если вам требуется проверка ДВС лик-тестером, запишитесь в наш сервисный центр. Специалист проведет тестирование, оценит результат измерения и определит дальнейший порядок действий.