Многие владельцы дизельных автомобилей задумываются об удалении сажевого фильтра (СФ). С одной стороны это позволяет улучшить динамические характеристики авто, с другой — ухудшает его экологические показатели. Нужно ли удалять СФ, и как это правильно сделать?
- Что такое сажевый фильтр
- Конструкция и принцип действия сажевого фильтра
- Срок работы фильтра
- Регенерация сажевого фильтра: особенности процедуры
- Как можно понять, что фильтр засорился
- Замена сажевого фильтра
- Как удалить сажевый фильтр
- Преимущества и недостатки удаления
- Что получает водитель после удаления сажевого фильтра
- Возможные последствия
Что такое сажевый фильтр
Фильтры этого типа устанавливаются на автомобили с дизельным двигателем, чтобы обеспечить соответствие экологическим стандартам.
Компоненты сажевого фильтра
Количество сажи, а, следовательно, и состояние СФ, контролируется сенсорами температуры и дифференциального давления.
Если фильтрующий элемент забивается, он не может пропускать газы в полном объеме. В таком случае существует два варианта — регенерировать или удалить СФ.
Конструкция и принцип действия сажевого фильтра
Конструктивно фильтр представляет собой утолщенную трубу, внутри которой находится очищающий элемент. В зависимости от требуемого экологического класса это может быть матрица DPF или FAP.
СФ может быть открытым или закрытым. Дополнительно конструкция оснащается термодатчиком и устройством контроля выхлопных газов, которые устанавливаются на входе и выходе устройства, а также сенсором дифференциального давления и расхода воздуха. Информация с фиксирующих устройств передается в центральный блок управления, который подает команды на мотор автомобиля, турбину и систему ЕГР.
Принцип работы фильтра
ЕГР — это рециркуляционный клапан, который находится на входе СФ. Его задача — при необходимости перенаправлять газы на дожигание из выпускного коллектора во впускной.
Российское топливо, в отличие от европейского, содержит большое количество серы. Это негативно сказывается на работе оборудования. Впускной коллектор быстро забивается сажей, в результате чего не может пропускать газы в полном объеме. В таком случае владелец авто может обратиться в сервисный центр, чтобы отключить ЕГР, удалить катализатор и сажевик.
Срок работы фильтра
Большинство автопроизводителей заявляют ресурс сажевого фильтра, равный 100-150 тыс. км. Однако, следует учитывать, что эти цифры предполагают идеальные условия эксплуатации автомобиля. На практике фильтрующий элемент может забиться намного быстрее.
Забитые соты сажевого фильтра
Если же говорить о качестве дизеля, то исправить этот вопрос практически невозможно. Состав солярки, предлагаемой на российских АЗС, отличается от европейской, на которую рассчитана работа всех систем авто. Поэтому сажевик и катализатор выходят из строя, намного раньше заявленного производителем срока.
Необходимость заменить или удалить забитый фильтрующий элемент может возникнуть уже при пробеге в 50 тыс. км.
Регенерация сажевого фильтра: особенности процедуры
Регенерация — это процесс самоочистки сажевого фильтра. Процедура может выполняться по-разному. Это зависит от типа СФ и технических характеристик автомобиля.
Регенерация может быть принудительной и спонтанной. Спонтанная процедура очистки запускается по команде ЭБУ, который получает данные с устройств контроля дифференциального давления и температуры. Принудительная регенерация запускается по инициативе владельца.
Для самоочистки сажевика типа FAP используют специальную жидкость Eolys. Она заливается в отдельный бак. Задача жидкости — снижение температуры сгорания. В таких выхлопных системах сгорание нагара проводится при температуре 400-500 градусов.
Как можно понять, что фильтр засорился
О неисправности сажевого фильтра можно судить по следующим признакам:
- увеличение расхода топлива;
- повышение уровня моторного масла;
- снижение динамики разгона;
- падение тяги двигателя;
- нестабильная работа ДВС на холостых оборотах;
- увеличение количества отработанных газов;
- шипение и другие нехарактерные звуки во время работы мотора;
- ошибка на приборной панели.
Отображение ошибки некорректной работы сажевика
При появлении одного или нескольких из указанных симптомов следует обратиться в сервисный центр для проверки состояния автомобиля. Также можно попробовать запустить принудительную процедуру самоочистки системы для сжигания осевшей сажи.
Замена сажевого фильтра
В некоторых случаях, когда процедура очистки перестает быть эффективной, требуется замена фильтра. Чтобы система работала исправно, нельзя экономить на устанавливаемой детали. Специалисты рекомендуют приобретать только оригинальные детали с сертификатом качества международного образца.
Главный недостаток этого способа — высокая цена детали. Она зависит от марки автомобиля и может составлять от 1000 до 3000 долларов.
Другой вариант решения проблемы — программное удаление сажевика и перепрошивка. Это позволит эксплуатировать машину в обычном режиме и избежать огромных затрат. Следует помнить, что для дальнейшей корректной работы двигателя, самое главное - правильно сделать программное отключение, а сам сажевый фильтр удалить не составляет труда, это обычная слесарная операция, которую сделают в любом сервисе или вообще своими силами.
Как удалить сажевый фильтр
Процедура требует не только физического снятия детали, но также программного сброса ошибок. Операция проводится в следующем порядке:
- Выполняется компьютерная диагностика автомобиля. Это позволяет считать ошибки и определить причину неполадки. Если в ходе диагностики выявлен тот факт, что проблема именно в сажевике, мастер переходит к следующему шагу. Если неисправность возникла по другой причине, выполняется соответствующий ремонт.
- Перепрошивка ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для считывания данных из блока управления используется диагностический разъем OBD, или, если необходимо, потребуется прямое подключение к ЭБУ. Данные считываются из ЭБУ, затем мастер меняет нужные данные и корректирует информацию. После этого обновленная прошивка записывается в блок управления.
- Механическое удаление фильтрующего элемента. Длительность процедуры зависит от особенностей модели авто. Для выполнения работы может потребоваться от 1 до 6 часов. После снятия деталей можно отключить датчики (дифференциального давления и температуры).
- Контрольная диагностика и сброс ошибок.
Преимущества и недостатки удаления
Удаление сажевого фильтра имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам процедуры можно отнести следующие моменты:
- Избавление от необходимости регулярной замены, которая обходится очень дорого.
- Восстановление динамических характеристик машины. Это связано с тем, что после отключения сажевика пропадает сопротивление в системе выхлопа.
- Снижение расхода топлива. Кроме того, уменьшается чувствительность авто к качеству горючего.
- Избавление от необходимости использования специальных моторных масел с маркировкой DPF/FAP. Их можно заменить более дешевыми смазочными жидкостями без риска поломки ДВС.
- Стоимость процедуры удаления гораздо ниже цены нового СФ. Кроме того, в отличие от регулярной замены, снятие проводится один раз.
Если вы ездите на территории России, то проблем не возникнет. Выброс вредных веществ в атмосферу увеличится, но пройти техосмотр с такими показателями можно.
Что получает водитель после удаления сажевого фильтра
Итак, если вы решили снять сажевый фильтр в вашей машине, вы получите:
- устранение ошибок датчиков и аварийных режимов, связанных с засорением фильтрующего элемента;
- не будет необходимости регулярно проводить очистку, на приборной панели больше не будут высвечиваться напоминания о необходимости запустить процедуру;
- вы не будете сталкиваться с повышением уровня масла из-за самоочистки СФ, поскольку эта процедура будет полностью отключена в блоке управления;
- при движении в плотном потоке не будет появляться черный или сизый дым из-за включения процедуры самоочистки сажевика;
- вы сможете заглушить авто в любой момент, не нужно дожидаться окончания процедуры очистки (запущенный процесс нельзя прерывать до полного окончания);
- не нужно будет периодически устраивать вынужденные поездки по трассе, чтобы обеспечить возможность сжигания нагара.
Если оборудование удалено правильно, вы не будете испытывать никаких сложностей в эксплуатации авто.
Возможные последствия
При правильном проведении процедуры удаление СФ практически не имеет негативных последствий. Возможно незначительное увеличение дымности. Для большинства машин существуют модификации ДВС без фильтрующего элемента.
Именно такие версии используются в качестве эталона при проведении процедуры.
Если вы решили снять СФ и отключить датчики, обратитесь к нашим специалистам. Это избавит вас от неприятных последствий неправильно выполненной процедуры. Свяжитесь с нами, чтобы получить более подробную информацию о процедуре и выбрать время для визита в сервисный центр.