Компьютерная диагностика
Эти слова производят на неискушенного человека почти магическое действие, и он искренне уверен, вот подключится компьютер, считаются ошибки, сотрутся из памяти ЭБУ, и всё, машина исправна!
Компьютерная диагностика –точнее чтение ошибок из памяти ECU, просмотр параметров, облегчает поиск одних, , но затрудняет поиск других проблем. Диагност способен при помощи сканера может обнаружить 40-60% неисправностей, остальные сканер не отслеживает или указывает на несуществующие. Так происходит, когда неисправность не относится к электрике, либо не укладывается в предусмотренный разработчиком алгоритм самодиагностики, по которому ECU формирует набор кодов ошибок. Потеря одной функции обеспечения приводит к невозможности исполнения нескольких функций исполнения. Последние просто не будут работать, будучи полностью исправными, именно поэтому такие неисправности принято называть наведенными.
Хочу дать несколько советов( если вы решили ремонтировать машину самостоятельно) думаю, они будут полезны и уберегут вас от ошибок.
1) Всегда нужно помнить, ошибки ECU это информация к размышлению, а не к действию
2) Всегда нужно знать принцип работы того или иного проблемного датчика или исполнительного механизма и его параметры.
3) Всегда проверять питающие напряжения, состояние массы, исправность проводки.
4) Всегда под рукой иметь электросхему, и внимательно её изучить.
5) Всегда руководствоваться правилом « Не уверен, не делай!»
6) Всегда нужно помнить, любую неисправность нужно доказать, никогда не торопитесь сразу менять.
7) Никогда не слушайте совета друга и соседа по гаражу, всегда помните, это ваша машина, и деньги тоже ваши.
8) Всегда можно задать вопрос на профильном форуме, но вопрос нужно сформулировать точно и кратко, из-за массы подробностей и многословия вас могут просто не понять. НО, подавляющее большинство советчиков это диванные спецы, настоящие профи всегда в работе, им просто некогда читать и писать посты, и общаются они на узко- специализированных форумах.
Всегда необходимо помнить( если вы всё-таки решили обратиться на СТО) громкое название, обилие рекламы, чай, кофе в офисе, не всегда соответствует профессиональному уровню персонала, а вот ценник на услуги будет запредельным.
Я не веду статистику, но по моим наблюдениям, за последние два года количество обращений ко мне за помощью, после посещений СТО, удвоилось . Даже был забавный случай, клиент потратил уйму времени просто перевозя свою машину с одного СТО на другое, с отстоем на каждой от 3 дней до недели. Везде сначала брались за работу, надеясь её завести, но столкнувшись с трудностями, поняв что по быстрому бабло срубить не получиться, отказывались от работы. Я очень пожалел, что не записал речь разгневанного клиента в адрес всех СТО куда он обращался, после того как машина была заведена, это был шедевр русского мата!(Машина была заведена через 2 часа)
Причина всего этого одна- низкий уровень квалификации диагностов на СТО, и очень высокое самомнение.
Если вы все-таки приехали на СТО, всегда помните"Считывание ошибок-это не диагностика, стирание ошибок -это не ремонт" Если вам сказали"Ошибки мы стерли, теперь будет все нормально" не верьте, они появятся снова, возникновению их всегда есть причина, и её нужно найти. Настоящий диагност всегда найдет причину неисправности, но на её поиск иногда уходит много времени, но это все равно дешевле чем искать проблему методом подмены катушек, свечей, расходомеров, и прочих датчиков. Если же в памяти ЭБУ ошибок нет, то вам именно это путь и предложат, тогда смело говорите им до свидания! Сарафанное радио ещё никто не отменял, всегда есть отзывы о квалифицированных специалистах. Всегда помните, за пиво вам никто ничего не будет делать, диагност это в первую очередь высококвалифицированный специалист, к этому идут годами, плюс очень много денег вложено в оборудование, сканеры, инструмент, программное обеспечение. Соответственно и стоимость услуг соответствующая, но не запредельная как на фирменных СТО.
Не стесняйтесь спросить сколько будет стоить устранить проблему, вам ответят сколько будет стоить час работы, но никто не озвучит всю сумму, проблема может быть найдена за 5 минут или за пять часов, все зависит от неисправности. Никогда не соблазняйтесь дешевизной, всегда помните, неправильно поставленный диагноз влечёт за собой неоправданные финансовые затраты. Никогда не торгуйтесь, вы не на базаре, не устраивает цена, ищите дешевле, это ваша машина и проблемы тоже ваши.
Сейчас очень популярно делать компьютерную диагностику самому, этому усиленно помогает реклама типа" Сэкономь деньги, сделай диагностику самостоятельно" и наши китайские товарищи, выпускающие различные недорогие сканеры типа ELM с выходом на Андроид. Это по моему мнению, приняло размер эпидемии, все стараются диагностировать сами, к радости продавцов, продажи растут как грибы. Но самое печальное, на основании ошибок пытаются сами ремонтировать, и в результате головная боль и денежные расходы. Пример: один человек по советам в инете, неравномерность работы двигателя пытался устранить заменой топливной рампы с форсунками, на момент приезда ко мне, у него в багажнике уже лежало две, и намеревался купить ещё одну. У второго, тоже в багажнике, лежал комплект свечей, расходомер, датчики коленвала и распредвала, бензонасос, и ЭБУ, катушка зажигания и комплект высоковольных проводов. Ну и как их назвать? Но есть и другие, человек обратился с проблемой повышенного расхода топлива, но ходовые характеристики его устраивали. Рекомендовано заменить катушку и лямбда-зонд, параметры их были не в норме, но в данных случаях я всегда сохраняю осциллограммы и описание проблемы, это на случай предьявления претензий. Парень всё внимательно выслушал, предложил проверить ещё раз машину после замены проблемных деталей. Через два дня он появился снова и рассказал, что о результате диагностики поделился с друзьями, а они его подняли на смех, типа машина ведь работает, диагноз неправильный, ничего менять не надо. Но катушку и лямбда-зонд он поменял, и сразу же почувствовал что машина стала ещё резвее и расход топлива упал. Были сняты осциллограммы с катушки и лямбда-зонда и сравнены со старыми- результат как говорится налицо. Парень попросил результаты сохранить на флешку и потом уже прощаясь с улыбкой сказал" Ну а теперь, я над ними поиздеваюсь!"
К чему я это все так подробно рассказываю? А к тому, что каждый должен заниматься своим делом, наша народная забава, сэкономить или нахаляву просто неистребима, ведь все прекрасно знают" Скупой платит дважды" и все равно делают это.
Моторная диагностика
А вот на этом методе диагностики ДВС остановимся подробнее, поскольку компьютерной диагностикой состояние механики самого двигателя проверить невозможно, а вот при помощи мотор-тестера USB Autoscope очень просто. Я бы сказал больше, это просто подарок для диагноста, то, на что я раньше тратил часы, теперь уходит минуты.

Скрипт РХ
Перед вами график давления в исследуемом цилиндре, и на основании этого графика, можно точно определить состояние самого цилиндра, какова его степень износа, как работают клапана и компенсаторы, как установлен ремень ГРМ, угол опережения зажигания, компрессию в цилиндре, степень наполнения цилиндра на впуске, противодавление катализатора, и многое другое. Точнее сказать, я визуально могу просмотреть процесс работы исследуемого цилиндра, и вынести точный диагноз, не словами" может быть, я так думаю, мне кажется а сказать именно причину неисправности. Но ещё очень важная деталь, график можно сохранить, а это очень важно.

Полный размер
Диагностика зажигания
Мотор-тестер позволяет диагностировать любую систему зажигания, а записав осциллограмму можно просмотреть как она работает на различных оборотах и под нагрузкой, и уверенно сказать об неисправности.
Пример:Nissan Murano 3,5L V6 жалоба на легкую вибрацию по кузову, ошибок по пропускам зажигания нет, катушки зажигания индивидуальные, на каждый цилиндр. Катушки были проверены мотор-тестером, две моментально забраковал. Клиент вынимает из багажника две катушки, одна куплена на разборке, вторая новая, в упаковке. Проверяю, Б\У нормальная, новая явный брак. Клиент смотрит недоверчиво, ведь она-же новая! На проверку всех катушек ушло 10 минут, а на обьяснения, почему я забраковал новую катушку, ушло 15 минут. Вроде убедил, клиент после моих обьяснений стал технически подкован, уехал менять. Через час приезжает с новой катушкой, проверяем- конкретный брак.(ошибок по пропускам зажигания нет) Но на этот раз он процесс проверки снимает на камеру и опять уезжает. Через час приезжает радостный, катушку после боданий с продавцом ему поменяли и он поставил её на двигатель возле магазина, вибрации по кузову пропали. Не имея мотор-тестера эту проблему я бы не решил никогда, потому что так-же как и клиент считал бы, новая-значит хорошая! Это самая распространенная ошибка, и специалистов СТО и тех, кто ремонтирует машины самостоятельно, всегда нужно помнить, " Неисправнсть нужно доказать, а всё новое проверить.
80% машин которые приезжают ко мне, вообще не имеют ошибок по двигателю, несмотря на то, что машины довольно свежие или в силу своей древности их и сосчитать то нет возможности, или световой код. Вот тогда мотор-тестер неоценимый помощник, принцип работы всех датчиков и исполнительных механизмов практически одинаков, несмотря на то, что одна машина выпуска 90-х годов, а вторая уже в 21 веке.
Как говорил ранее, осциллограмму можно записать, и внимательно просмотреть, очень удобно.

Полный размер
Скрипт CSS
Признаюсь честно, когда я первый раз увидел этот скрипт был немного шокирован, увидеть процесс работы двигателя в реальном времени, с прорисовкой каждого цилиндра, и как они работают на различных оборотах . Я всегда диагностику двигателя начинаю с компьютерной диагностики, считывание ошибок и внимательный просмотр параметров, и никогда не спешу, всегда проблему нужно обдумать. Напомню ещё раз, диагност работает не руками а мозгами, и огромную роль здесь играет именно опыт работы. Главная ошибка начинающих, это тупое следование ошибкам считанных из памяти ЭБУ, но вот мозг включить не пытаются, а нужно просто проанализировать, почему и что было причиной этих ошибок. В данном случае, график работы двигателя даёт направление, что проверять, на что обратить пристальное внимание. И главное, график дает возможность просмотреть, как ведет себя двигатель на различных оборотах, если он ровно работает на холостых, а на повышенных или переходном режиме подтраивает, то график указывает на возможную причину неисправности. Но оговорюсь сразу, мотор-тестер это прекрасный инструмент, но это только инструмент которым нужно уметь пользоваться, и если вы считаете, что он даст ответ на все вопросы, то таки да, но в силу вашего малого опыта вы можете просто не понять, или того хуже неправильно интерпретировать. К слову, приходилось сталкиваться с так называемыми диагностами, понтов немеряно, ну все он знает и умеет, но когда начинаешь как бы невзначай задавать вопросы по принципу работы и механике двигателя, то он просто этого не знает, про фазу перекрытия клапанов он вообще не слышал, а УОЗ вообще тёмный лес. А один вообще заявил, что всю механику двигателя он запросто просмотрит сканером, а на вопрос как, и в каких параметрах, то тут-же слинял, типа извините, много работы, занят.

Полный размер
Отчет
Разработчики программного обеспечения не стоят на месте, и постоянно заняты расширением функционала мотор-тестера. А.В Шульгин выпустил новый релиз ПО в котором есть отчёт в текстовом варианте. Теперь даже неискушенному автовладельцу понятно о проблемах его автомобиля, в придачу это распечатывается. (как только вышло обновление, я моментально купил принтер) Мотористы, которым отправляю машины на сложный ремонт, сначала были в шоке от увиденного, а теперь обязательно требуют распечатку-к хорошему быстро привыкаешь.
У кого хватило терпения прочитать текст и просмотреть видео, (кстати, на первых секундах, это и есть разработчик ПО для мотор-тестера А.В.Шульгин) должен возникнуть вопрос, а почему я совсем не рассказал про компьютерную диагностику, а столько времени уделил именно мотор-тестеру. Ответ прост, 80-90% машин которые приезжают ко мне, это после посещения СТО и как правило ошибок в памяти нет.
Пример"Девушка обратилась на СТО по проблеме легкой вибрации по кузову, но поскольку ошибок в памяти ЭБУ не было, (кстати, у неё муж работает менеджером на сервисе, там ничем помочь не смогли) пошли предположения о причинах вибрации. То, что проблема может быть в двигателе они отбросили сразу(ошибок нет!) как версия была высказана идея про крестовины кардана, неотбалансированные колёса, коробка-автомат, подушки двигателя. Проблема же, была в двух пробитых свечах, и грязных форсунках. Мотор-тестер доказал свою эффективность, и очень быстро.
Мы рассматривали вопросы диагностики довольно свежих автомобилей, это с 2010 года выпуска, но есть просто огромное количество выпуска 90-х и начала 2000-х годов, и благодаря нашим рукастым малярам, жестянщикам, мотористам, слесарям эти машины будут бегать по нашим дорогам ещё очень долго. Вот тут роль мотор-тестера в диагностике таких автомобилей возрастает в разы. На таких автомобилях если и есть возможность компьютерной диагностики, то набор параметров измерений минимален.
В данном случае мотор-тестер просто незаменим.